Новый проект от создателей интерактивного триллера Fahrenheit – студии Quantic Dream – в последнее время вызывает нешуточный интерес. Туманные высказывания разработчиков о том, что «игра создавалась не ради оценок», о пренебрежении возрастной цензурой, нелинейном повествовании с возможностью терять главных героев и при этом все равно доползти до финальных титров. Нам также пообещали, что графически игра превзойдет Uncharted 2 и искренне советовали пройти ее всего один раз. Интригуют, показывают эмоциональные ролики, заставляют сидеть на иголках и с молчаливым укором смотреть на листы календаря в ежедневнике, которые так ме-е-едленно перелистываются.
Но вот в PSN появилась демо-версия. 11 февраля ее получат все желающие, но наши постоянные читатели смогли это сделать еще на прошлой неделе. Мы сами долго мялись «скачать, не скачать». Портить себе удовольствие раньше срока не сильно хотелось, даже видеоролики не смотрели, чтобы оставить себе побольше сюрпризов во время расследования преступлений серийного маньяка, оставляющего у тел своих жертв оригами – бумажные фигурки. Но сила воли дала трещину после отзывов поигравших людей.
К счастью, демо-версия не содержит ключевых сцен. В одном эпизоде частный детектив расспрашивает ночную бабочку о подробностях убийства ее сына. В другом агент ФБР озабочен поиском улик на месте очередного преступления оригами-киллера. Понятно, что оценить такую сюжетно ориентированную игру, как Heavy Rain по демоверсии в принципе невозможно. Интерес и впечатления сильно зависят от сценария и его подачи, а нам показали лишь небольшой кусочек, позволяя познакомиться с оригинальным подходом разработчиков к управлению, опробовать многовариантность игровых сцен и, конечно же, взглянуть на ту самую графику, которая «лучше, чем в Uncharted 2». С неё и начнем.
Сравнивать графику Heavy Rain и Uncharted 2 в принципе дурная затея, поскольку устроены игры по совершенно разным принципам. Промозглые локации Havy Rain имеют очень небольшие размеры, количество действующих лиц невелико. Поэтому главное внимание было уделено не технологиям даже, а детализации людей и помещений, реализации дождя и стекающих капель. В результате получилась та самая игра, в которой за работой автомобильных дворников в проливной ливень наблюдаешь с медитативной отстраненностью. На улице влажно, сыро, герои зябко ежатся, выбираясь из уютных салонов машин, по лужам барабанят капли, вода стекает по кирпичной кладке зданий, свет рассеивается сквозь зыбкую пелену. Лица такие, что их запросто показывают крупным планом, выставляя напоказ мельчайшие поры кожи и рисунок глазной радужки. Учитывая, что вся игра является, по сути, интерактивным фильмом с огромным количеством анимированных сцен, приятно видеть, что объекты во время потасовок не проваливаются друг в друга, а ткань ведет себя естественно. Отлично работает самозатенение. Нельзя не отметить, что в игре имеется хороший антиалиазинг, «лесенок» на наклонных линиях почти не заметно.
А вот с анимацией есть проблемы. За движение героя отвечает всего одна кнопка R2, при этом он умеет только идти вперед, поворачиваясь левым стиком на манер танка. Правда, игра построена по выгодному принципу: герою всего-то приходится пройти несколько метров, чтобы поучаствовать в интерактивном ролике, где все движения записывались с mocap-актеров. Там уж не придерешься. Мимика неплоха, но не более. Лица-то живые, но кажется, что мимические мышцы работают независимо друг от друга. Печально, что отсутствует синхронизация с движением губ и произносимым (русским) текстом. К слову, русские актеры прекрасно справились с работой. Даже мысли не было переключиться на английский. Как и в Uncharted 2 тут можно устанавливать разные языковые опции отдельно для голоса, субтитров и меню.
Ну, и как это играется. Если вы видели до этого Fahrenheit, то вам проще понять принцип, поскольку тут всё то же самое. Герой подходит к какому-нибдуь персонажу, над его головой всплывают темы для разговора, выбираем, начинается ролик, потом следующая тема, потом еще одна – и так пока не раскрутим на откровения или пока нас не обругают нехорошими словами. В отличие от Mass Effect, тут нельзя бесконечно раздумывать над тем, как добиться от проститутки ответа («купить», «растрогать», «убедить» и пр.) – отругает тормозом и с криком выгонит. И разные варианты действительно по разному направляют беседу. Не с того пути постарались пробраться в душу – и ничего от нее вы не получите. Останется только положить визитку на стол и выйти за дверь. К слову, большинство действий героя опциональны. А вот как они повлияют на дальнейшие события и повлияют ли – это мы узнаем только в полной версии.
Также в демоверсии нам дали поучаствовать в драке с хулиганом, вломившимся к проститутке после нашего ухода с явным намерением ее отметелить. Можно просто повернуться и уйти. Или попытаться разобраться с ним по-мужски. И начинается довольно продолжительный интерактивный ролик, где нам отводится скромная роль: вовремя выполнять всплывающие на экране действия (при этом подписи привязываются к тому объекту, на котором должен концентрировать внимание игрок). Это может быть нажатие кнопок, отклоненние стика в нужную сторону и новая «фишка» - быстрое изменение положение SIXAXIS в пространстве, что добавляет толику аутентичности в происходящее. В буквальном смысле стряхиваешь противника с себя и подныриваешь под него.
В зависимости от вашей ловкости результат тоже будет разным. Каждый пропущенный удар отпечатывается на физиономии. Один раз наш детектив оказался избит до полуобморочного состояния. В другой – с гордым видом смотрел в спину убегающего насильника. В третий – обошлось разбитой губой. Опять же, будет ли это влиять на дальнейшее прохождение, тоже не известно.
На этом эпизод с частным детективом заканчивается, и начинается другой – расследование места преступления, куда приезжает агент ФБР. Беседа с копами, с их начальником, и вот уже можно спокойно осмотреться. Агент вынимает стильные очки, надевает перчатку, и начинают твориться чудеса. При нажатии кнопки R1 в воздух посылается импульс, и поблизости проявлются сразу все объекты, достойные внимания. Перчатка-анализатор, позволяет сразу оценить важность найденной улики. Осматриваем труп, идем по следам, подходим к скользкой горе. При этом детектив чуть не оступается в лужу, чем показывает свое недовольство (нашим нерадивым управлением). А если подвести к краю шоссе, чтобы его окатила водой с ног до головы проехавшая мимо машина, он ей и вовсе скрутит неприличный жест. Приятно, что в игре много таких необязательных мелочей. Можно даже подойти к полицейским, поболтать с ними о погоде, выпить чашечку кофе из термоса. Очень жизненно. Но мы отвлеклись.
Приблизившись к горе с ведущим наверх следом, включается новая мини-игра, в которой по мере продвижения агента наверх надо зажимать сразу несколько кнопок на геймпаде, последовательно меняя пальцы. Не сказать, чтобы это было сложно, но с непривычки можно запросто скатиться и измазаться в грязи. Примерно таким же способом придется и спускаться, только придется балансировать на ногах, вовремя нажимая отвечающие за них кнопки.
Analysis
Демо-версия Heavy Rain оставила такое же незаконченное впечатление, какое оставляет тизер какого-нибудь детективного триллера. Можно оценить качество режиссуры, операторской работы и актерской игры, но не получить ни малейшего представления о том, что мы получи в итоге. Пока же это набор весьма вариативных интерактивных сценок, которые намекают на дальнейшие последствия. А вот будут ли эти последствия – тот еще вопрос.
Изменится ли игра от того, положил я визитку на стол проститутки и спас ее от насильника, или можно было просто пройти мимо? А пропущенная улика задержит меня в расследовании? А мой грязный плащ или разбитая губа как-то отразятся в разговорах с другими людьми? Впрочем, не будем переживать, даже если это все создавалось только для усиления общей атмосферы. А на нее в Heavy Rain жаловаться не приходится. Очень так по-финчеровски, в стиле «Семь».