Наверняка каждый из вас слышал об инди-играх и даже в них играл. Я уверен, вы слышали о Braid, World of Goo: Корпорация Гуу!, Super Meat Boy. И вы точно знаете, что это инди-игры. Но, интересный факт, зачастую геймеры даже и не подозревают, что игра, которую они только что запустили, – тоже инди. И наоборот, думают инди, а на самом деле оно вовсе и не инди. А вы знаете, что это за игры такие, инди? Почему они так называются и что за ними стоит? В этой заметке я постараюсь прояснить ситуацию. И я просто молюсь, чтобы никто и никогда больше при мне не сказал, что «ему нравятся игры в жанре Indie».
С этого, пожалуй, и начну. Что такое Indie? Чтобы сохранять интригу (хотя это довольно сложно назвать прямо уж тайной) я пойду несколько другим путем. Подумаем, чем Indie не является?
• Indie – не жанр. Никогда им не был и никогда не станет. Инди-игра может быть как шутером от первого лица, так и ролевой игрой. Как стратегией, так и файтингом. Как симулятором, так и платформером. Это распространенное заблуждение возникло не так давно, но пока мы пройдем мимо, а чуть позже я обязательно расскажу историю этого мифа и разобью его в пух и прах.
• Приставка Indie также никак не связана с качеством игры. Некоторые видят игру с устаревшей на лет 5-10 графикой (часто пиксельной или местами абстрактной) и восклицают «А! Это же убогое инди!». Если с «убогое» они частенько правы, то с «инди» с ними согласиться никак нельзя.
• С ценой это тоже никак не связано. Бесплатная игра или нет, дорогая или дешевая – это никак не указывает на принадлежность игры к братству Indie.
Zeno clash, великолепная Indie-игра. Как видите, графика явно не как в первом марио. |
Indie-games – это игры от независимых разработчиков. |
Именно в этом и вся суть Indie – независимость. Разработчики ни перед кем не в ответе, они могут делать все, что им заблагорассудится. Никто не может ограничить полет мысли независимого разработчика. Поэтому, кстати, довольно часты случаи, когда в Indie-играх гоблины не зеленые, как принято в классическом фэнтези, а, например, красные. И у них не по паре рук и ног, а, скажем, три руки и передвигаются они вообще на траках. И поверьте, частенько игроки в итоге в восторге от таких гоблинов.
Но если людям нравятся такие гоблины, то почему их нет в «больших», «серьезных» играх? Все довольно просто. Вокруг больших игр крутятся большие деньги. А подобные гоблины – это большой риск для игры. Вдруг не выстрелит? При этом нередко, «большие» игры перенимают идеи у «мелких» инди. Но всегда после того, как инди-разработчики на практике покажут, то их идея чего-то стоит.
Яркий пример подобного перенимательства – студия Valve. На самом деле, сами они сделали только одну игру – Half-Life. Все остальные игры – вовремя замеченные перспективные проекты (вы прекрасно знаете историю о Portal и Narbacular Drop) и модификации (в основном на движке Source). Так что в плане неочевидных идей и интересных находок, на мой взгляд, инди-разработчики серьезно опережают «больших».
Опять-таки из-за отсутствия денег, разработчики не могут себе позволить использовать современные технологии и движки. И не стоит забывать об отсутствии рекламной кампании. Об инди-играх не говорят по телевизору и радио, не печатают плакаты с их логотипами. Единственное, на что могу надеяться разработчики – это интернет (оно, вообще, и неудивительно, ведь почти все инди-игры распространяются через сервисы онлайн-дистрибьюции вроде Steam и Desura). Но и он крайне непостоянен и ненадежен.
По этим причинам инди-игры нередко получаются несколько ущербными с технической точки зрения и часто проходят мимо потенциального игрока из-за отсутствия какой бы то ни было рекламной кампании.
Однако в последнее время ситуация быстро меняется. Сервисы вроде Steam и Desura дают, скажем так, игре ее «минуту славы», что не может не радовать. Что еще очень важно, сейчас у инди-разработчиков как никогда много возможностей для творчества. Если раньше приходилось постоянно изобретать и саморучно собирать собственные велосипеды, потому как банально не было денег на готовые, то сейчас есть мощные и доступные (а часто и бесплатные) инструменты для создания игр.
Например, на UDK сделано несчетное количество замечательных игр, XNA от Microsoft также довольно быстро набирает популярность среди разработчиков. Игры становится делать все проще и проще. Уже сейчас внешне инди-игры многие принимают за «большие» (взгляните хотя бы на
Машинариум, инди-игра о маленьком роботе приглянулась геймерам с первого взгляда. |
Напоследок хотелось бы подвести черту, собрать все факты воедино.
• Indie – не жанр.
• Indie-игры – это не только платформеры и паззлы. Кто еще сомневается, посмотрите на студию Larian и серию ролевых игр Divine Divinity. Рождение легенды. Как, вы не знали, что это инди? Теперь будете знать и осадите кого-нибудь в споре.
• Большинство Indie-игр отнюдь не бесплатны, а так же, как и все остальные игры, стоят денег (причем зачастую не меньше). Конечно, есть превеликое множество бесплатных поделок, однако я принимаю в расчет только полноценные, скажем так, оформившиеся игры.
• И последний пункт, уточняющий предыдущие. Не все бесплатные игры, сделанные без поддержки издателей, являются Indie. В интернетах можно найти множество бесплатных поделок (зачастую все-таки убогих). Это не инди-игры. Скажем так, инди-игры – это следующая ступень после подобных поделок.
Некоторые придерживаются мысли, что лет через 10 игры станет делать настолько просто, что свершится революция Indie-игр. Мол, когда появятся настолько мощные и простые инструменты для разработки, что можно будет работать лишь идеей, Indie-игры будут преобладать в игровой индустрии. Я считаю, это глупость. Есть люди, которые профессионально делают игры для развлечения людей, а есть люди, которые делают игры просто потому что им хочется делать игры. Не стоит ждать революции, стоит просто играть.