От автора.
Сразу скажу, что эта статья – мнение одного человека, так что тут есть подвох. Умён ли автор или глуп, его мнение всегда будет преисполнено субъективизма. Я попытался изложить факты и доказать на их основе свою точку зрения. Но, если у кого-нибудь вдруг возникнет вопрос – а не склоняюсь ли я к той или иной чаше весов, не фанат ли я Call of Duty или Battlefield, отвечу - нет. Мне нравятся хорошие игры. Ни больше, ни меньше. И мнение моё основано на предоставленных фактах, ни на чём больше.
Вот, пожалуй, и всё. Приятного прочтения.
Часть первая. You must be hatin’ Call of Duty.
There is no love here, and there is no pain Nine inch nails – «Every day is exactly the same»
Ругать Call of Duty сейчас очень модно. Достаточно почитать комментарии к первому трейлеру Black Ops 2 на Youtube, чтобы увидеть, как много людей по какой-то причине выражают чуть ли не искреннюю ненависть к несчастному творению. Хотя к нему ли? Нет, конечно же. Правильнее будет сказать вот так:
Люди ненавидят идею штамповки.
Каждый год, раз за разом, сериал CoD пополняется новой игрой. Modern Warfare, World at War, MW2, Black Ops, MW3. Над серией работают две студии, Treyarch и Infinity Ward. Первая берётся за спорные проекты с, как говаривала моя учительница русского, «претензией на оригинальность». Например, в Black Ops, принадлежащей именно перу Treyarch, герой совершает побег из трудового лагеря в Воркуте, участвует в жестокой, кровавой вертолётной атаке времён Вьетнамской войны, погружается в мрачные будни агента ЦРУ.
Infinity Ward же, в свою очередь, исполняет «серое милитари». Третья мировая война, дуэль на ядерных бомбах между Россией и США, Европа в огне, М1А2 «Абрамс» в Ливии, битва за Белый дом. Именно IW – основатели серии, именно их проекты считались до недавних пор лучшими.
Тот самый трейлер Black Ops 2. Количество просмотров, обратите внимание - более 21000000.Но сейчас ругать Call of Duty стало модно. Сообщество сетует на то, что серия растеряла оригинальность. На «снулый игровой процесс». На отсутствие нововведений. На ту самую штамповку. Каждый год одна и та же игра в новой обёртке, а серия Modern Warfare не считает за нужное даже менять обстановку. Тем не менее, Activision - ещё одно действующее лицо нашей пьесы, издатель серии – не постеснялась анонсировать Black Ops 2, тем самым собрав множество «дислайков» на Youtube, гневных комментариев, угроз и прочего негатива в свой адрес. Казалось бы, всё очевидно. Call of Duty «слилась», и сейчас разработчики вместе с издателем издеваются над её трупом. Так может показаться со стороны, и это, возможно, будет правдой, но давайте обратим внимание на два факта, меняющих всю ситуацию полностью.
Первый – «лайков» (положительных комментариев) на Youtube всё же намного больше, чем «дислайков».
Второй – количество предзаказов Black Ops 2 побило рекорды всех предыдущих частей. 20000 против 10000 у Black Ops 1.
Прирост.
И тут назревает закономерный вопрос.
Что происходит?
Оценочное производство
Пожалуй, для того, чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к сайту Metacritic.com. «Метакритик» - агрегатор оценок, на котором можно увидеть средний балл определённого творения - игры или фильма, среди критиков, и такой же балл, только отдельный, среди игроков.
Помнится, один западный журналист, его имени я сейчас уже не вспомню, писал целую статью о таком феномене, как Diablo 3, Mass Effect 3, Modern Warfare 3. А феномен там есть, причём весьма интересный. Оценки известных игровых сайтов, например, IGN.com, часто плавают где-то в районе 8-9 баллов. Средняя же оценка пользователей едва переваливает за 2.5 балла из 10. Странно, казалось бы? Вовсе нет, этому есть своё объяснение. Но сейчас речь о том, как такие оценки соотносятся с действительностью.
Опять же, очень просто.
Каждый год серия Call of Duty пополняется новой игрой. Каждый год она получает оценки критиков в районе 8 средних баллов из 10 возможных. Заслуженные ли? Да, абсолютно. Согласитесь – несмотря на отсутствие инноваций, и Modern Warfare, и Black Ops - игры качественные.
Они могут похвастаться неплохой постановкой, доступностью среднестатистическому пользователю (не поверите, низкие системные требования и устаревшая технологическая составляющая играют проектам только на руку). Они могут похвастаться простым, незамысловатым одиночным режимом и весёлой – да, именно весёлой, хотя и бездумной – сетевой игрой. Они приносят людям удовольствие, хотя и своеобразное. Мультиплеер Call of Duty страдает от множества болезней, например, кемперов – но он всё же окупает вложенные в него деньги. Эта игра доступна, и каждый год разработчики делают новую для тех, кому уже надоела старая. Самый натуральный конвейер. «Без души?» - спросите вы. Отнюдь. В это вкладывается своеобразная душа – деньги.
Какой "унылый" дизайн.
Каждая следующая часть серии заслуживает своих 8 баллов у каких-нибудь Gamespy или IGN. В ней нет досадных промахов, хотя нет и особенных плюсов, многие моменты всего лишь реализованы очень качественно. Это не проекты средней руки, но то, что в среде кинематографа называют «блокбастерами» - Battleship и Transformers Майкла Бея могут послужить яркими примерами таких продуктов.
А теперь я подхожу к главному вопросу этой статьи. Разве плохо то, что игровые компании год за годом производят новую часть игры, которая уже всем полюбилась, и купить которую многие будут не прочь? Разве плохо то, что люди хотят зарабатывать деньги на чужом удовольствии, и делают это?
И кто же виноват в том, что игры эти окупаются? Только сами игроки.
Часть вторая - «Средний класс»
Давайте немного отвлечёмся от нашего разговора ради маленькой метафоры. Перед вами стоит выбор – Lamborghini Reventon или же Opel Astra. Первое есть дорогой автомобиль, в своём роде уникальный, наделённый «душой». Если почитать Википедию, можно увидеть, что Reventon выпущены серией в 20 штук, каждому присвоен свой номер. Стоят они по 1.5 миллиона долларов за единицу.
Opel Astra - просто автомобиль. Удобный, насколько мне известно, вполне себе серийный и распространённый. Я слышал о нём положительные отзывы, о его удобности и качестве, так что пускай в качестве примера пойдёт именно он. Стоит он 35 тысяч долларов.
Так вот, Opel Astra в нашем случае – это как Call of Duty. Люди хотят хорошую игру по приемлемой цене, и получают её. Обратите внимание на то, что последние части CoD не стоят 50-60 USD за коробку, их можно получить за куда меньшие суммы – например, 20 USD. Конечно, автомобилестроение и индустрия игр сильно отличаются, ценовые разницы велики. Но, согласитесь, и там, и там играет немаловажную роль вот что – люди покупают то, что хотят получить. А компании, соответственно, делают такие игры, какие хотят получить люди.
Автомобиль. Цвет символизирует.
Всего лишь. Это простое правило работает и для CoD. Сколь бы ни были низки оценки серии на Metacritic, сколь бы ни яростны не были отзывы игроков, Activision выпустят Black Ops 2 и получат столько денег, сколько хотят именно потому, что чётко знают свою аудиторию. Сегодня люди хотят, чтобы в игре появились своеобразная цветовая гамма, некоторая нелинейность в сюжете – и Treyarch бодро рапортуют о том, чего они добились. При этом они даже позволяют себе немного экспериментировать, ведь обратите внимание – многие пишут, что Black Ops 2 это уже «не Call of Duty», и что «настоящая Call of Duty – это Modern Warfare» с её серым милитари. Отнюдь. Treyarch позволяют себе экспериментировать ровно столько, сколько можно. По первому ролику игрового процесса заметно, что перед нами наследница длинной серии со славной историей. У человека, держащего в руках мышку с клавиатурой (или геймпад) не возникнет вопросов «что делать» - всё и так предельно ясно. Black Ops 2 по-прежнему остаётся энергичной, интуитивно понятно игрой, немного несбалансированной, но от того не менее весёлой. Treyarch знают, что делают, и знают свою целевую аудиторию. Они вводят снайперские винтовки, взрывающие автомобили одним неточным попаданием – и это прекрасно. Думаете, их будут волновать мнения в стиле «зачем вы делаете одну и ту же игру пять лет подряд»? Нисколько.
Так как же можно повлиять на процесс? Ответ один. Не покупать Call of Duty.
Новый стандарт
Давайте заглянём во вражеский стан, к ЕА с их серией Battlefield. Поживают ЕА вместе с DICE, разработчиками BF3, преспокойно – их продукт продался огромным тиражом и успешно победил в конкуренции с Modern Warfare 3, если не по продажам, то по авторитетности в среде игроков. DICE уважают за то, что они не побоялись внести новые стандарты качества в этот свой, особый тип игр – «развлечения среднего класса каждый год». Они не побоялись расписаться под игрой своим особым почерком. Если выпускать BF3, то тогда пусть это будет масштабное, завершенное произведение, компилирующее опыт от Battlefield 2 и Bad Company 2. Если выпускать BF3, то так, чтобы все знали – вот она, вышла. Поглядите на трейлер Caspian border gameplay – он прекрасен своей постановкой, и он не показывает ничего, кроме одного только процесса. Ситуаций, которые регулярно происходят с пользователем Battlefield 3. Возможно – с Вами.
DICE выпустили проект, поднявший также планку качества графики на новый, ранее недосягаемый уровень, заставив сотни тысяч людей перейти к использованию таких решений, как Windows 7 и видеокарт, поддерживающих DX10. Просто потому, что BF3 без этого не запустится.
Deus Ex: Human Revolution. Не самый плохой источник вдохновения для Treyarch, правда?
Разработчики рискнули и победили, потому что качество оказалось решающим. Они не предложили ничего инновационного – нет в их игре каких-нибудь террористов, которые катаются на реактивных велосипедах и стреляют из квантовых турелей. Вместо этого они создали новый опыт на основе того, который уже был получен ими ранее. И победили.
Стоит ли это уважения? Безусловно. Становится ли от этого Modern Warfare 3 хуже? Ну…
Нет.
Давайте вернёмся к началу статьи. Black Ops 2 уже собрала столько предзаказов, что все остальные части серии меркнут на её фоне. В то же время, DLC к Battlefield 3, хотя и дорогие, но содержащие множество контента, также продолжают выходить по расписанию. Как мне кажется, Activision хуже, чем EA, только в одном. Они боятся инноваций. Боялись, до недавнего времени. Именно нелинейность кампании, свежий для серии визуальный стиль – вот что появится в Black Ops 2. Конечно, для меня это пока что не ставит Treyarch на уровень DICE, но давайте посмотрим правде в глаза – обе компании выполняют свою работу.
Тот самый Caspian border trailer.Конвейер по производству игр запущен, и не собирается останавливаться. Точно так же, как не остановится производство «голливудских блокбастеров», как не прекратит появляться «бульварное чтиво». Это естественный процесс, показывающий лишь, что индустрия повзрослела. Теперь есть игры, вроде Bastion, которые делаются не только для игроков, но и для самих разработчиков, а есть Call of Duty, которые делаются для того, чтобы среднестатистический пользователь плюхнулся на диван после тяжелой работы и немножко пострелял в мультиплеере мишени. При этом CoD держат планку всё ещё не на таком уровне, чтобы быть середняком, а выше – и этого хватает для того тоже, чтобы привлекать более разборчивых людей, обладающих каким-либо чувством вкуса. Вот и всё.
Если вы хотите изменить это, просто не покупайте игры. Можете вообще забыть о них, потому что они никогда не станут прежними. Точно так же, как и в других индустриях, появляются свои жанры и течения, коммерческие и некоммерческие проекты. Это абсолютно нормальный процесс.
Конечно же, вы можете сказать, что «Activision просто не стараются», и что «они просто стригут бабло», и… вы будете правы. Да, они стригут бабло. Но нет, они стараются. А раз стараются, то почему бы не заплатить им за небольшую порцию неплохого онлайн-шутера?
Потому что я случайно пропустил вчерашнюю серию.
P.S. Кстати, про автомобили. Разница в ценах игр пока что не так уж заметна – фактически, я всё же говорю про 500 рублей за блокбастер против 500 рублей за «инди». Отличия в экономическом плане идут по другим параметрам – стоимость производства, реклама, др. В этом плане эти две индустрии в корне различаются. Но экономические особенности индустрии развлечений, думаю, тема особенная, и парой строк тут явно не обойтись.
p.s. picture unrelated