Пробуя на вкус хорошие и проникновенные игрушки, я всегда, прости господи мя грешного, “эмоционирую”, ведь я – натура тонкой структуры и отнюдь не железобетонного душевного равновесия. Зачастую эмоции сокрыты внутри меня, но иногда они выливаются наружу. Играя в Devil May Cry, я могу звероподобно орать и носиться с джойстиком по комнате, с горящими от кровожадности глазами мерзопакостных демонов виртуально кромсая. Упиваясь The Last Of Us, не считаю зазорным пустить скупую мужскую слезу, наблюдая за очередной сценой отдельно взятой человеческой трагедии. Идя в атаку в каком-нибудь “варгейме” по мотивам Второй мировой, я могу обрести суровый взгляд в стиле маршала Жукова, удовлетворенного развалинами пылающего Берлина, стиснуть челюсть до зубовного скрежета и даже побелеть от священной ярости к врагу, бросившего вызов мне – великому и ужасному полководцу. Гнев, радость, печаль, испуг, блаженство, восторг, негодование – все эти проявления человеческих чувств я испытываю с завидной регулярностью, но никогда, точнее, практически никогда я не поддаюсь настоящей, неприкрытой НЕНАВИСТИ.
Ну не мое это. За всю свою длительную историю поигрываний во всякие проекты ненависть пробирала меня лишь дважды. Первый раз был, когда я решил заценить великую и ужасную Infinity Blade – вот уж где я составил конкуренцию знаменитому немецкому мальчику, крушащему клавиатуру об стол и изливающему НЕНАВИСТЬ в виде матерных дойче-словосочетаний и литров слюны прямо в монитор. Вторая оказия подобного рода произошла, когда я решил пристраститься к прекрасному, скачав одну занимательную игрушку в рамках мероприятия под названием “5 лет App Store! Ура, ура! Халява, взять, взять незамедлительно!”. И объектом моих ненавистных поползновения стала… Нет, не вторая часть Infinity Blade, при упоминании которой у меня до сих пор возникает несанкционированная тошнота, не бестолковая, но милая Tiny Wings – оптимистично настроенные птички вызывают у меня три центнера умиления и по сей день, – а творение студии Frogmind – Badland. И казалось, ничего не предвещало беды.
В качестве главных героев Badland выступают маленькие черные кракозябры, так называемые клоны (clones), сильно смахивающие на Тефтеля из совершенно безумного мультсериала Aqua Teen Hunger Force. Мини-тефтели, потрясая тентаклями, живут и абсолютно не радуются в “плохих землях”, заполненных странными механизмами: от шестеренок и турбин до гигантских отбойных молотков и высовывающихся из земных недр иголок. А еще есть бомбы, стреляющие прилипчивыми “ежами” пушки и прочие орудия для убийства десятков, сотен клонов. Возникает ощущение, что Badland просто-таки на дух не переносит существ, ее населяющих, и стремится сделать все, чтобы последние мгновения их жизни были преисполнены страданием и мучениями.
Геймплей, особливо на первых порах, весьма прост и непритязателен – нужно довести хотя бы одну пушистую козявку из пункта "А" в пункт "Б", стараясь избежать шинкования, расчленения и раздавливания оной в момент ее безудержного неуклюжего полета. Никаких неудобств, за исключением постоянно надвигающейся границы экрана, несущей заведомое поражение в случае ее “наезда” на последнюю из оставшихся в строю тефтелину, нет и в помине – летишь себе, собираешь пушистых тварей в стаю и благополучно доводишь их до жерла “пылесоса”, втягивающего кагал черных клякс в свои недра и переносящего сие несносное скопище волосатиков на следующий уровень. Ничего интересного – можно даже сказать, скучно. От нечего делать даже не стремишься собрать максимальное количество неведомых зверюшек, а аккуратно так, дозированными порциями, кидаешь их на вентиляторы, скукоживаешь и почем зря аннигилируешь. А ведь зря – плохие деяния возвращаются сторицей, и уже где-то на 10-ом или 15-ом уровне в качестве объектов для измывательств выступают уже не тушки лупоглазых шушпанчиков, а наши скромные персоны.
Больше ловушек, больше подлянок, мириады подводных камней и прочих метафорических булыжников – Badland уверенно берет тебя за Пицунду и сажает на кукан, демонически смеясь, когда ты в дцатый раз позорно разбазариваешь армию чернявой и округлой саранчи в весьма простых, казалось бы, ситуациях. Козявки застревают в расщелинах, разрываются на атомы под воздействием крутящего момента гигантских мясорубок, прилипают к потолкам, бестолково крутятся на одном месте и делают все, чтобы медведь, простите, не влез дупло. Какое там пройти уровень без единой смерти – до чекпоинта бы добраться, пусть с одним клоном, пущай наобум и совершенно случайно – уже счастье неповторимое. Черт меня подери, за мной несется шестерня! Еще секундочку, еще чуть-чуть – вон оно, темное лоно таинственной пещеры виднеется. Только не волноваться. Еще немножко, еще чуть-чуть… Ура! Яйцо в гнезде! Победа ума и реакции? Как бы ни так! Хитрое порождение инженерной мысли берет и делает, казалось бы, невозможное – прорубает стены пещерки насквозь вкупе с затаившейся там кляксой. Напополам разорвать и наперекосяк склеить!!! Ну как так? Почему саблезубый кусок окаянного металла не остановился, ударившись о препятствие, как это всегда бывало раньше? Вопросы – к разработчикам, расшатанные нервы – аудитории, добавочную порцию ненависти – лично мне.
Ближе к середине игры Badland просто ставит нас перед фактом – енота лысого вы пройдете дальше, не наступив десяток-другой раз на обидно бьющие по носу грабли. Без сучка и задоринки проскользнуть захотели? Не выйдет – вот вам и сучок, вот вам и задоринка, плюс кукиш Ильича в придачу. Badland постоянно подкидывает новые задачки, ключики к которым мы просто не успеваем обнаружить из-за быстрого темпа игры. Паззлы, основанные на логике, головоломки, базирующиеся на чистой физике, скрытые пути решения, доступ к коим получаешь лишь энное время спустя путем набивания шишек и разбивания смартфона/планшета о твердую поверхность – из глубин души рвутся невообразимо честные эмоции, а изо рта льется рекой хула в сторону клонов, разработчиков и Badland в целом. Привыкли к ускорению и замедлению времени? Вот вам мозголомалки с увеличением/уменьшение тушек пушистиков. Поднаторели на этом поприще, обвыклись? Поздравляем! Теперь ваши обгоревшие тефтелины умеют прилипать к поверхностям, и вы будете страдать! Что? Мало? Все изучили? Не беда – теперь вы управляете не круглыми, а квадратными шмакодявками – с иными физическими условиями! И это только начало.
Хотя Badland начинаешь ненавидеть уже спустя пару часов непрерывного геймплея, это ничуть не умаляет трудов разработчиков – разнообразия в игре просто выше крыши. Никогда не знаешь, что тебя ждет там, на следующем уровне, и это подкупает. Ты вновь и вновь возвращаешься в мир Badland, в очередной раз сталкиваешься с древнейшей человеческой эмоцией, чувствуешь себя мышью, жующей кактус, выходишь и обещаешь себе никогда больше не заходить обратно – до появления первой свободной минутки. От любви до ненависти – один шаг, но в случае с Badland эти два чувства каким-то образом умудрились переплестись воедино, и в один момент уже просто не понимаешь, нравится ли тебе Badland или же ты испытываешь к ней одни лишь негативные чувства. Вот ей богу. Так стоит ли в нее вообще играть? Если вы хотите искусственным образом приобрести синдром Туретта, то обязательно. На поздних уровнях Badland безумно сложна, но если трудности для вас – это мотивация к действиям, то продукт творчества Frogmind придется вам по вкусу. Также не стоит забывать, что Badland – очень красивая игра, не уступающая по картинке той же Insanely Twisted Shadow Planet. Любите красоту? Тогда полюбите и Badland. Вот честно, играешь, а глазки-то наслаждаются. Но я все равно ненавижу Badland. Или обожаю. Противоречивая я натура.
Рейтинг ненависти и любви: 10/10